WWW.REWIK.NAROD.RU

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

UR.DORAN.KIWER.WWW

Олег Зинцов

Детектив Шафт

У чернокожего полицейского инспектора Шафта неблагодарная работа. Вот, например, очередное ЧП в гарлемском баре: убили негра. Убийца - молодой пижон, сын нью-йоркского воротилы - надежно защищен продажной адвокатурой. Шафт сжимает кулаки. Известное дело: белый ест ананас спелый, черный - гнилью моченый, белую работу делает белый, черную работу - черный. Впрочем, афроамериканский режиссер Джон Синглтон снял фильм не о расовых проблемах. Нормальный полицейский боевик.

"Детектив Шафт" - римейк картины 1971 г., сделавшей популярным жанр blaxplotation: кино, в котором хорошие черные парни стали главными героями. Как это бывает в римейках, герой старого фильма Ричард Раунтри, которым восхищалась когда-то черная Америка, сыграл на сей раз эпизодическую роль дяди Шафта-2. Роль племянника, сменившего дядю на полицейском посту, досталась звезде "Криминального чтива" Сэмуэлу Л. Джексону.

В начале фильма многоопытный дядя советует Шафту бросить службу и заняться прибыльным частным сыском, однако племянник упрямо предпочитает черную работу в коррумпированных органах нью-йоркского правопорядка; до поры, конечно, - пока убийцу не выпустят под залог из зала суда. Тут детектив Джон Шафт, Глеб Жеглов негритянских кварталов, бросает полицейскую бляху на стол начальника и отправляется вершить правосудие более радикальными методами.

Сюжет, понятно, оригинальностью не блещет: детектив Шафт разыскивает единственную свидетельницу преступления, а между делом занимается планомерным физическим уничтожением банды доминиканского наркобарона районного масштаба, мечтающего перенести свою деятельность поближе к центральным авеню и обзавестись богатой клиентурой; подпольный делец, даром что темнокож, рад помочь белому убийце. Сколько цветных американцев, занятых незаконным промыслом, попадет детективу под горячую руку, не перечесть; выйдя в отставку, Шафт стреляет нередко и метко.

Постановщик римейка Джон Синглтон первым делом позаботился о том, чтобы сберечь стиль оригинала: оставил на саундтреке хит композитора Айзека Хейеса, принесший первому "Шафту" два "Оскара" (в номинациях "лучшее музыкальное сопровождение" и "лучшая оригинальная песня"), прослоил видеоряд старомодными монтажными заставками и поместил персонажей в интерьеры недавно отреставрированного гарлемского ресторана Lenox Lounge, где в оны годы сиживали разнообразные афроамериканские знаменитости. На этом неброском ретро-фоне Сэмюэл Л. Джексон демонстрирует завидную актерскую элегантность, приятно контрастирующую с убогим сюжетом. Его герой одевается в дорогие кожаные куртки от Армани и с достоинством несет бремя черного человека, сполна оправдывая 46-миллионный бюджет и надежды целевой аудитории.



Пафос, связанный с расовой тематикой, у Синглтона, разумеется, все же присутсвует. Правда, в сегодняшнем голливудском контексте старая черно-белая коллизия фильма выглядит довольно двусмысленно. Плохому белому парню, затравленно мечущемуся по экрану средь шоколадных лиц, впору посочувствовать: с первых кадров понятно, что в этом политкорректном кодак-киномире ему и без Шафта не дожить до финала - не пуля достанет, так среда заест.



Автор проекта Юрий Тресков 2001 Брест  

Сайт управляется системой uCoz